?

Log in

No account? Create an account
 
 
13 March 2009 @ 04:20 pm
Стратегия развития сети Московского метрополитена  

   10 марта 2009 года состоялось заседание Правительства Москвы, посвященное перспективам развития Московского метрополитена.

   Столичный метрополитен является основой транспортной системы города. Доля Московского метрополитена в перевозке пассажиров среди предприятий городского пассажирского транспорта столицы составляет 56%.
   Но, несмотря на это, на сегодняшний день количество жителей, живущих в зоне дискомфорта, то есть в районах, не обслуживаемых метрополитеном, составляет 23% - это порядка 2,4 миллиона человек.

   Стратегия развития Московского метрополитена на ближайшее будущее предполагает, прежде всего, завершение строительства ранее замороженных объектов:
     - Митинский участок Арбатско-Покровской линии;
     - центральный участок Люблинско-Дмитровской линии от станции «Трубная» до станции «Марьина роща»;
     - южный участок Люблинско-Дмитровской линии от станции «Марьино» до станции «Зябликово»;
     - продление Замоскворецкой линии от станции «Красногвардейская» до станции «Братеево».
   Кроме этого, сооружение отложенных строительством линий, в том числе в районы за пределами МКАД, с наиболее сложной транспортной обстановкой:
     - «Новокосино» (Калининская линия);
     - «Жулебино» (Таганско-Краснопресненская линия);
     - «Марьина роща» - «Селигерская» (Дмитровский участок Люблинско-Дмитровской линии).
   Также, необходимо дальнейшее развитие провозной способности существующих линий из районов проектируемой массовой застройки муниципального жилья:
     - завершение строительства оборотных тупиков за станцией «Улица Старокачаловская» Бутовской линии;
     - продление Бутовской линии легкого метро до станции «Битцевский парк» Калужско-Рижской линии;
     - продление Калининской линии от станции «Новокосино» в район Кожухово;
     - продление Калининской линии от станции «Третьяковская» до станции «Волхонка» (с пересадкой на Сокольническую линию).
   Одной из основных задач, безусловно, является завершение ранее начатой радиальной системы метрополитена - сооружение Солнцевской линии «Третьяковская» - «Деловой центр» - «Солнцево».
   И, главное, что должно уже в ближайшие 10 лет кардинально изменить существующее положение с транспортным обслуживанием в Москве – это строительство новой системы метрополитена и, в первую очередь, создание третьего пересадочного контура, а также первоочередной вылетной линии на Кожухово, Некрасовку и Люберцы.
   Реализация этой стратегии позволит снизить дефицит в обеспечении территории города в скоростном внеуличном виде транспорта до 12 процентов, что, в сочетании с программой Правительства Москвы, реализуемой совместно с ОАО «РЖД», позволит подхватить жителей практически всех удаленных районов, куда не дойдет метрополитен (Бирюлево, Щербинка, поселок Северный и др.), городскими поездами РЖД.
   Второй положительный эффект - это разгрузка действующих перегруженных линий и входов.
   Ввод в эксплуатацию митинского участка Арбатско-Покровской линии обеспечит снятие в «часы пик» до 15 тысяч пассажиров с Таганско-Краснопресненской линии на участке «Сходненская» - «Баррикадная» и до 8 тысяч - по станции «Речной вокзал».
   С открытием участка «Трубная» - «Марьина роща» ожидается разгрузка участка «Савеловская» - «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской линии и участка «ВДНХ» - «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии до 5 тысяч в час в «пиковое» время на каждом участке.
   Открытие южного участка Люблинско-Дмитровской линии от станции «Марьино» до станции «Зябликово» приведет к снижению нагрузки на участке «Красногвардейская» - «Павелецкая» Замоскворецкой линии до 10 тысяч в час в период «пик», а также снятие перегрузки по входу на станциях «Марьино» и «Красногвардейская».
   Ввод в строй участка Бутовской линии «Улица Скобелевская» - «Битцевский парк» приведет к увеличению провозной способности Бутовской линии и обеспечит снижение на 5-7 тысяч пассажиров в час «пик» участка «Бульвар Дмитрия Донского» - «Серпуховская» Серпуховско-Тимирязевской линии.
   Пуск Солнцевской линии приведет к снижению на 10 тысяч пассажиров в часы «пик» участка «Юго-Западная» - «Парк культуры» Сокольнической линии, а также разгрузит входы на станциях «Юго-Западная» и «Проспект Вернадского».
   Открытие участка «Марьина роща» - «Селигерская» Люблинско-Дмитровской линии обеспечит снижение на 10-12 тысяч в час «пик» нагрузки на участок «Петровско-Разумовская» - «Менделеевская» и существенно разгрузит вход на станцию «Петровско-Разумовская».
   Следующий положительный результат, который будет достигнут - это сокращение потерь времени для жителей Москвы:
     - Новокосино - от 15 до 30 минут;
     - Жулебино - от 15 до 30 минут;
     - Митино - от 20 до 30 минут;
     - Мичуринский проспект - от 10 до 20 минут;
     - Солнцево - от 15 до 30 минут;
     - Братеево и Борисово - от 10 до 20 минут;
     - Кожухово - от 20 до 30 минут;
     - районов Шереметьевской улицы и линий Марьиной Рощи, Лихоборы, Лианозово, Коровино - от 20 до 30 минут.
   Ввод в эксплуатацию этих объектов снимает зничительную часть магистральных автобусных маршрутов на Пятницком, Волоколамском, Носовихинском, Боровском, Коровинском, Дмитровском шоссе и прилегающих к ним магистралях, предоставляя альтернативу для десятков тысяч москвичей, являющихся владельцами личных автомобилей.
   Строительство и ввод в эксплуатацию с перехватывающей стоянкой и Транспортно-пересадочном узлом (ТПУ) станции «Пятницкая» позволит приблизить метрополитен к жителям Зеленограда и других населенных пунктов вдоль Пятницкого шоссе.

   Особо необходимо сказать о новой независимой системе метрополитена, которая начинает проектироваться и строиться в рассматриваемый период. Важнейшим элементом ее должен стать третий пересадочный контур. Он позволит коренным образом разгрузить критические по нагрузкам перегоны на действующих линиях за счет перераспределения пассажиропотоков, на 20% снизить загрузку пересадочных узлов Кольцевой линии и пересадок в центральной части города. Предполагается, что новый контур будет ежедневно обслуживать более 1,5 миллионов пассажиров. Его создание позволит присоединить к нему вылетные линии с периферии Москвы и ближайшего Подмосковья. Первые такие линии протянутся от Нижегородской улицы до Люберец и от Делового центра до Новопеределкино. Эти линии будут соединяться с Третьим контуром пассажирскими съездами, что позволит в случае необходимости организовывать маршрутные перевозки по хордовым направлениям, минуя центральную часть города.
   Впервые жители таких районов как Люблино, Марьино, Братеево, Орехово-Борисово, Аннино, Южное и Северное Бутово, Ясенево, Теплый стан и Коньково получат возможность выбора удобного маршрута поездок и периферийные связи между отдельными районами без поездки в центр. Без заезда в центр смогут осуществляться межрайонные связи в зоне между третьей и проектируемой четвертой кольцевыми автодорогами.
   Важным этапом в предстоящей работе является строительство полнопрофильных электродепо (Ходынка, Митино, Братеево, Солнцево, Лихоборы и Кожухово), что позволит существенно снизить порожние пробеги поездов.
   Важнейшим вопросом в этой работе является снижение стоимости проектирования и строительства новых линий. В первую очередь - это рациональное проектирование. В течение двух лет будет завершена разработка типовых проектов станций и подземных сооружений, что позволит сократить расходы при проектировании и строительстве.
   Также снижение стоимости напрямую зависит и от скорости строительства. Цикл строительства определяется по критическому пути, которыми является строительство станционных комплексов: на мелком заложении - это 24 месяца, на глубоком заложении - 48 месяцев, и поэтому принципиальным является вопрос реализовывать реальные планы развития сети, сохраняя потенциальную возможность развития производственных мощностей специализированных подрядных организаций.
   Сегодня основной задачей Московского метрополитена, как заказчика, является обеспечение ускоренной разработки проектно-сметной документации с разбивкой ее на циклы подготовки территории строительства, выделением пусковых участков с их раздельным проектированием, а также организация работы по землеотводам, инженерной подготовке зоны строительства, строительства по пусковым участкам, завершающим благоустройством. Тем самым нам удасться избежать долгостроя, а содержание одного объекта в год обходится не менее 500 миллионов рублей.
   Кроме этого, необходимо снизить затраты на декоративность, не снижая качества. Анализ последних проектов («Марьино» - «Зябликово» и «Строгино» - «Митино»), позволил отказаться от некоторых элементов и снизить стоимость строительства этих участков до 1 миллиарда рублей по каждому из них.
   Также, предлагается осуществить переход на вертикальные однопролетные лифтовые подъемники, что позволит на отдельных станциях мелких линий с высотой подъема пассажира от 4,5 до 15-20 метров отказаться от эскалаторных наклонов.

   В целях улучшения транспортного обслуживания жителей района Кожухово, а также близлежащих районов перспективной массовой жилищной застройки, Московским метрополитеном было выдвинуто предложение о строительстве продления Калининской линии в район Кожухово, что не отменяет строительство полноценной большой линии в Кожухово и Люберцы, но позволит до 2015 года решить транспортные проблемы для жителей Кожухово и Некрасовки.
   Ввод этой станции также поможет жителям нового района, строящегося на Люберецких полях аэрации, быстрей добираться в центр города, а также позволит существенно снизить нагрузку на юго-восточный участок Таганско-Краснопресненской линии, и серьезно разгрузить по входу станции «Выхино» и «Рязанский проспект».

   Также, было предложено в районе Митино вместо станции «Рождествено» построить станцию «Пятницкая» на пересечении Митинской улицы и Пятницкого шоссе. Строительство станции здесь должно не только улучшить ситуацию на дорогах, но и позволит приблизительно в два раза сократить затраты времени жителей Зеленограда на поездки до метрополитена.
   Кроме этого, планируется изменить приоритеты строительства северного участка Люблинско-Дмитровской линии. Предложено начать сооружение перегонов от станции «Петровско-Разумовская» до станции «Селигерская» в первоочередном порядке, а затем достроить участок от станции «Марьина роща» до «Петровско-Разумовской». Такой план строительства будет способствовать разгрузке дорог, в частности, Дмитровского шоссе и Бескудниковского бульвара.